learn

На этой странице собраны ссылки на полезные материалы, которые могут пригодиться как начинающим игровым дизайнерам, так и более опытным. Я сам планирую использовать эту страницу для быстрого доступа.

КНИГИ

Книг по игровому дизайну достаточно много и все не упомянуть. Здесь я укажу “классические” (по моему мнению) работы, с которыми стоит ознакомиться. Все книги на английском языке, но я отмечу те, которые мне попадались на русском. Список будет дополняться.

Andrew Rollings and Ernest Adams on Game Design

Отличная книга для тех, кто хочет упорядочить свои знания по игровому дизайну. Ознакомиться с содержанием стоит даже (и особенно в том случае) если у вас уже есть опыт в разработке игр.

Fundamentals of Game Design (Ernest Adams)

Книга раскрывает основы игрового дизайна, предоставляет базовые знания о разработке концептов, дизайне игровых механик и систем, интерфейсов, балансировке игр и многом другом. С каждым изданием книга пополняется актуальной информацией. PDF можно найти здесь (английский).

Эрнест Адамс – один из моих любимых авторов. У него впечатляющий список работ и статей, он активно занимается преподавательской деятельностью и охотно путешествует, да и вообще крайне приятный в общении человек.

Отдельно я бы хотел отметить его статью под названием My Perfect Game.

A Theory of Fun (Raph Koster)

Отличная книга для тех, кто задумывался на вопросом “Почему в игры так интересно играть?”. Написана легким и простым языком, с кучей смешных иллюстраций. Автор рассказывает о том как работает мозг, о том, что игры это “убодоваримые” для распознавания паттерны, ссылается на гору интересной литературы.

The Art of Game Design (Jesse Schell)

Книга, которая вызывает много споров среди игровых дизайнеров. Кто-то считает ее своей настольной книгой и зачитывает до дыр, кто-то сомневается в ее практической ценности для дизайнера. Я считаю, что эта книга может быть полезна тем, кто уже находится в процессе разработки своей игры и нуждается в поиске новых игровых систем или идей для нового применения систем существующих.

Книга достаточно известная, PDF на русском языке можно найти здесь.

Имеется два бесплатных приложения с “линзами” из книги для iOS и Android.

Developing Online Games (Jessica Mulligan, Bridgette Patrovsky)

Отличный опорный труд для тех, кто грезит созданием своей онлайн игры. Некоторые положения книги несколько устарели (например, то, что касается скорости интернет соединения), но в целом это отличная книга с огромным количеством полезной информации.

Designing Virtual Worlds (Richard R. Bartle)

Достаточно увесистый фолиант от автора “типологии игроков”. Однако, я бы не рекоммендовал начинать свой путь в игровой дизайн с прочтения этой книги. Автор касается огромного количества тем – тут и география, и экономика, и социальные аспекты миров. В таком обьеме информации можно заблудиться и никогда не дойти до конкретных игровых механик и до разработки вообще.

Challenges for Game Designers

Отличная книга для “разминки” дизайнерских мозгов. Книга предоставляет различные интересные задания по дизайну необычных игр (не цифровых), идеально подходит для преподавателей курсов по игровому дизайну (я не использую ее на своем курсе лишь из-за временных ограничений).

Blood, Sweat and Pixels (Jason Schreier)

Книга для тех кому интересно что и как может пойти “неправильно” во время разработки игры. Отличные игры, отличные истории, узнаваемые моменты и персоналии. Хорошая книга для тех, кто задумывается о подводных камнях в индустрии.

Playing to Win (David Sirlin)

Чем “Про” отличаются от “Нубов”? Книга дает ответ на этот вопрос и рассказывает о психологии “чемпионов”, о том как труден путь на вершину, какие жертвы для этого нужно принести и как сладок успех. Отличная книга для тех, кто задумывался о карьере кибер-спортсмена.

Homo Ludens (Johan Huizinga)

Книга не про игровой дизайн, но рекомендуется к прочтению уже практикующим дизайнерам. Это трактат 1938 года, опубликованный нидерландским историком и культурологом Йоханом Хейзингой. Автор рассказывает об игровой природе многих современных социальных институтов, об игровой природе человеческой культуры в целом, приводит огромное количество интересных фактов.

Перевод книги на русский язык можно найти здесь 

Game Balance (Ian Schreiber)

Цикл лекций по балансу Яна Шрайбера. Это не книга, но отличный материал для дизайнеров разного уровня. Анатолий Шестов проделал огромную работу по переводу лекций на русский язык – здесь.

UPD: А вот и книга!

YOUTUBE КАНАЛЫ

Полезные каналы на которые имеет смысл подписаться. Для общего развития и не только. Отдельно я хочу выделить отличные каналы с обучалками по Game Maker Studio 2. В будущем планирую добавить такие же для других движков (Unity, Unreal, Godot, Pico8)

Про игровой дизайн и разработку

GAME MAKER’S TOOLKIT (English)

Канал про “кухню” разработки игр. Полезная информация и для практикующих дизайнеров, и для новичков.

EXTRA CREDITS (English)

Канал про различные аспекты дизайна и разработки игр. Потрясающая подача материала.

МАНЖЕТЫ ГД (Русский)

Много полезной и интересной информации, разборов игр.

Туториалы по Game Maker Studio 2

Friendly Cosmonaut (English)

Heart Beast (English)

Sean Spalding (English)

САЙТЫ ПРО ИНДУСТРИЮ

Для себя я разделяю сайты на “большие индустриальные хабы” и “маленькие персональные блоги”. Разумеется есть разница в количестве авторов, охвате и частоте постов на квадратный километр, но практическую ценность для дизайнера имеют оба типа. Ниже список сайтов и блогов, которые я посещаю регулярно.

“ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ”

  • GAMASUTRA.COM – большой индустриальный хаб на английском языке. Очень полезен для поиска статей по дизайну конкретных систем и механик
  • POCKETGAMER.COM – большой хаб по индустрии мобильных игр на английском языке
  • POCKETGAMER.BIZ – большой “бизнес”-хаб по индустрии мобильных игр на английском языке. Регулярно публикует список игр в soft launch
  • NEWZOO.COM – источник всевозможной индустриальной аналитики и инфографики
  • GDC VAULT (FREE) – бесплатные доклады с GDC
  • Deconstructor of Fun – источник всевозможной информации (в том числе деконстрактов) про мобильные игры
  • Mobile Free2Play– источник всевозможной информации (в том числе деконстрактов) про мобильные игры
  • Ludocious – блог одного из соавторов Каткова (Deconstructor of Fun)
  • The Psychology of Video Games – блог со статьями по психологии игр
  • Манжеты Гейм-дизайнера – отличный русскоязычный ресурс про разработку игр

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ

РЕСУРСЫ

Сайты, которые полезно иметь в “закладках”.

НА АНГЛИЙСКОМ

https://howlongtobeat.com/ – информация о времени прохождения компьютерных игр

https://www.1001fonts.com/ – шрифты на различный вкус

https://opengameart.org/ – бесплатный арт для игр

https://freesound.org/ – бесплатные звуки и музыка для игр

https://freemusicarchive.org/– бесплатная музыка для игр

https://itch.io/ – платформа распространения инди-игр

https://pixelprospector.com/ – статьи о продвижении инди-игр

https://www.spielematerial.de/ – материалы для разработки настолок (немецкий)

http://donjon.bin.sh/ – множество генераторов для RPG (имена, описания, квесты и пр.)

https://www.gamerefinery.com/ – аналитика по мобильным играм (с декабря 2020 имеются данные по скачкам и доходам)

https://rawfury.com/developer-resources/– примеры документации от Raw Fury (договоры, питч-деки, “легальная” информация, маркетинг и пр.)

notion.so/Pitch-Decks – питч-деки разных известных проектов

https://colorhunt.co/ – сайт для подборки палитры (полезны для оформления презентаций)

https://15.ai/ – генератор голоса с возможностью сохранения в файлы

http://vsrecommendedgames.wikia.com/wiki/A_List_and_Guide_to_Game_Genres – список игровых жанров

http://www.giantbomb.com/concepts/ – 7900+ игровых фичей

http://www.squidi.net/three/ – 300+ игровых механик

НА РУССКОМ

https://softcatalog.info/ru – сайт с обзором софта и ссылками

генераторы игрового контента – собранная мной страничка с полезными ссылками на генераторы

КУРСЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

РАЗНЫЕ ПРОЕКТЫ МОИХ КОЛЛЕГ И ТОВАРИЩЕЙ

ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ

Здесь я буду выкладывать ссылки на всевозможные дизайнерские документы (без нарушения NDA), которые я делал для своих собственных проектов или как наглядный материал для студентов.